1. Наука
  2. Видання
  3. Збірник наукових праць Харківського національного університету Повітряних Сил
  4. 4(58)'2018
  5. Динамика подрессорной части колесных легкобронированных машин и эффективность ведения огня с установленного на неё стрелкового оружия

Динамика подрессорной части колесных легкобронированных машин и эффективность ведения огня с установленного на неё стрелкового оружия

М.Б. Сокол, Р.А. Нанивский, Н.М. Гузык, А.В. Емельянов
Аннотации на языках:


Анотация: В данной статье проведено исследование влияния скорости движения колесных легкобронированных машин и ос-новных параметров, которые описывают нелинейную силовую характеристику их системы подрессоривания на верти-кальные колебания подрессоренной части, а следовательно и влияние колебаний кузова на точность стрельбы из уста-новленного на нее вооружения. Проведя анализ системы подрессоривания колесных легкобронированных машин, можно отметить, что улучшение силовых характеристик системы подрессоривания, повышение устойчивости ее движения и уменьшение негативного влияния колебаний на экипаж машины и ведение огня с ходу является актуальной задачей. Именно свойства подвески колесных легкобронированных машин влияют на ведение стрельбы, защиту экипажа и обо-рудования от чрезмерных перегрузок, обусловленных их движением по пересеченной местности или неровностям пути. Ее параметры выбирают по допустимому характеру колебаний подрессоренной части и колес, которые возникают во время его движения по неровностям пересеченной местности. Для систем подрессоривания с линейным или близким к нему законом изменения восстановительной силы, характеристика подвески не дает надлежащей защиты от значи-тельных динамических перегрузок и приводит к значительной усталости экипажа во время длительных переездов в условиях их движения по пересеченной местности. Как показывают экспериментальные и теоретические исследова-ния, установка на колесные легкобронированные машины системы подрессоривания с прогрессивной или регрессивной силовыми характеристиками упругих элементов приводит к качественно новой характеристике колебаний подрессо-ренной части. В статье показано, что период колебаний, а следовательно и частота собственных колебаний, зависит от амплитуды, причем для больших значений амплитуды собственная частота является большей в случае прогрессив-ного закона изменения восстановительной силы, и, наоборот, – меньше, для случая регрессивного закона изменения восстановительной силы амортизаторов. Так, наиболее благоприятной является система подвески с регрессивным законом изменения восстановительной силы и значительных величин статической деформации упругих элементов, и, наоборот, при малых амплитудах колебаний подрессоренной части – подвеска с прогрессивным законом изменения восстановительной силы за относительно небольшой величины статической деформации упругих элементов. Что касается ведения огня сходу легкобронированной машиной с штатного вооружения, то ее эффективность лучше при использовании системы подрессоривания с регрессивными силовыми характеристиками.


Ключевые слова: система подрессоривания, колесная легкобронированная машина, амплитуда, частота колебаний

Список литературы

1. Hrubel M. Influence of characteristics of wheeled vehicle suspensions of its road-holding along curved stretches of track / M. Hrubel, R. Nanivskyi, M. SokilR // Science & militariy. Liptovscy Mikulas, Slovak Republska. – 2014. – Vol. 9, № 1. – рp. 15-19.
2. Longitudinal-angular oscillation of wheeled vehicles with non-linear power characteristics of absorber system / O. Lyashuk, M. Sokil, T. Pyndus, O. Marunych // Scientific Journal of the Ternopil National Technical University. – 2016. – № 2(83). – pp. 82-89.
3. Дущенко В.В. Проблемы выбора параметров систем подрессоривания транспортных средств и пути их решения / В.В. Дущенко, С.М. Воронцов // Системотехника на автомобильном транспорте: мат-лы Республ. научн.-пр. конф. – Х: ХАДУ, 1998. – С. 56-60.
4. Сокіл Б.І. Вплив характеристики підвіски на вертикальні та поздовжньо-кутові коливання корпусу армійських автомобілів багатоцільового призначення / Б.І. Сокіл, Р.А. Нанівський, М.Г. Грубель // Проблемні питання розвитку озброєння і військової техніки: тези доповідей 4-ї НТК. – К.: ЦНДІ. – 2013. – С. 205-206.
5. Сокіл Б.І. Власні вертикальні коливання корпусу автомобіля з урахуванням нелінійних характеристик пружної підвіски / Б.І. Сокіл, Р.А. Нанівський, М.Г. Грубель // Автошляховик України: науково-виробничий журнал. – 2013. – № 5 (235). – С. 15-18.
6. Моисеев Н.Н. Асимптотические методы нелинейной механики: учеб. пособ. для ун-тов / Н.Н. Моисеев. – М.: Наука, 1981. – 400 с.
7. Сеник П.М. Асимптотический метод и периодические Ateb-функци в теории существенно нелинейных колебаний / П.М. Сеник, И.П. Смерека, Б.И. Сокил // В сб. Асимптотические и качественные методы в теории дифференц. уравнений. – К.: Изд-во Ин-та математики, 1977. – С. 143-156.
8. Боголюбов Н.Н. Асимптотические методы в теории нелинейных колебаний / Н.Н. Боголюбов, Ю.А. Митропольский. – М.: Наука, 1974. – 504 с.
9. Тичинська Л.М. Теорія ймовірностей. Ч. 1. Історичні екскурси та основні теоретичні відомості / Л.М. Тичинська, А.А. Черепащук. – Вінниця: ВНТУ, 2010. – 112 с.
10. Стрільба артилерії / В.М. Петренко, В.Є. Житник, В.І. Макеєв, Ю.Є. Репіло, О.П. Мешков. – Суми: Сумський державний університет, 2012. – 757 с.
11. Вахнін О.В. Скорочені таблиці стрільби для 152-ММ самохідної гаубиці 2С3 / О.В. Вахнін, О.В. Подлєсний. – Львів: Національна академія сухопутних військ, 2016. – 115 с.