1. Наука
  2. Видання
  3. Системи озброєння і військова техніка
  4. 1(57)'2019
  5. Разработка модели и метода идентификации навигационных ситуаций для повышения эффективности управления в эргатических системах

Разработка модели и метода идентификации навигационных ситуаций для повышения эффективности управления в эргатических системах

И.П. Масик
Аннотации на языках:


Анотация: В статье рассматривается разработка модели и идентификации навигационных ситуаций для повышения эффективности управления в эргатической системах. Управления движением судов в зонах интенсивного судоходства реализуется специализированными предприятиями. Их основной задачей является предотвращение опасных ситуаций, в частности, недопущение опасного сближения судов. Информационной базой современных систем управления движением судов является радиолокационные станции кругового обзора, дополняются средствами спутниковой навигации - автоматической идентификационной системы. Но интенсивность судоходства по маршрутам движения с каждым годом растет. Поэтому выдвигаются новые требования к безопасности при выполнении плавание особенно в акваториях со сложными (стесненными) условиями. Решение задачи оперативного управления судном в условиях интенсивного судоходства занимает важное место в общем комплексе решений задач управления судном через непосредственное влияние на уровень общей безопасности судоходства в месте нахождения судна. Для эффективного оперативного управления судном в условиях интенсивного судоходства необходимо применять модели ситуационного управления. Оценка обстановки является одним из первых этапов в процессе принятия решения. Именно поэтому при распознавании ситуации необходимо провести анализ данных параметров и оценить факторы, для принятия оптимальных решений. В работе представлена модель определения навигационной ситуации при взаимодействии двух эргатической систем в зависимости от состояния судна по степени безопасности (опасности) для мониторинг параметров движения судов в случае их безопасности, или выбор траекторий расхождения судов в случае их реальной или потенциальной опасности. Усовершенствованная нечеткая математическая модель определения степени опасности внешней среды к эргатической системе, которая позволяет формализовать возможности ОПР по решению ситуации. Разработанный метод распознавания опасного сближения судов в акватории с интенсивным судоходством, характеризующееся определенным количеством уровней опасности навигационных ситуаций, рассчитываются с помощью нечеткого логического вывода. Разработанный метод является фундаментом построения системы поддержки принятия решений для судоводителей и операторов береговой системы управления движением судов для выработки адекватных решений в ситуациях с различным уровнем опасности.


Ключевые слова: навигация, опасное сближение, нечеткие множества, столкновение судов, принятие решений, оценка ситуации

Список литературы

1. Обертюр К.Л. Повышение безопасности эксплуатации судов методами управления событиями:
дис. ... кандидата техн. наук 05.22.20 / Обертюр Константин Леонидович. – Одесса, 2015. – 223 с.
2. Гриняк В.М. Разработка математических моделей обеспечения безопасности коллективного движения морских
судов: дис. ... доктора техн. наук : 05.13.18 / Гриняк Виктор Михайлович. – Владивосток, 2016. – 297 с.
3. Ship domain model for multi-ship collision avoidancedecision-making with COLREGs based on artificial potential
field / T.F. Wang, X.P Yan & Y. Wang// The International Journal on Marine Navigation and Safety of Sea Transportation. –
2017. – Vol. (11), No. 1. – pp. 85 – 92. https://doi.org/10.12716/1001.11.01.09.
4. Geijerstam K. Ship Collision Risk ‐ An identification and evaluation of important factors in collisions with offshore
installations / K. Geijerstam, Svensson H. – Lund: Lunds universitet, 2008. – 161 p.
5. Бужбецкий Р.Ю. Совершенствование методов предупреждения столкновения судов с учетом особенностей их
взаимодействия: дис. .. кандидата техн. наук : 05.22.13 / Бужбецкий Ростислав Юрьевич. – Одесса, 2016. – 223 с.
6. Бурмака А.И. Разработка метода выбора стратегии расхождения в ситуации чрезвычайного сближения судов:
дис. ... кандидата техн. наук: 05.22.13 / Бурмака Алексей Игоревич. – Одесса, 2016. – 246 с.
7. Булгаков А.Ю. Разработка метода выбора стратегии расхождения судов с использованием областей опасных
курсов: дис. ... кандидата техн. наук: 05.22.13 / Булгаков Александр Юрьевич. – Одесса, 2016. – 256 с.
8. Research on double collision avoidance mechanism of ships at sea / X.Y. Bi & X.J. Liu // The International Journal on
Marine Navigation and Safety of Sea Transportation. – 2015. – Vol. 9, № 1 – pp. 13-16. https://doi.org/10.12716/1001.09.01.01.
9. Ship collision avoidance and COLREGS compliance using simulation-based control behavior selection with predictive
hazard assessmen/ T.A. Johansen, T. Perez, A. Cristofaro // IEEE Transactions on Intelligent Transportation Systems. – 2016. –
Vol.17, № 12 – pp. 3407-3422. https://doi.org/10.1109/TITS.2016.2551780.
10. Вагущенко Л.Л. Поддержка решений по расхождению с судами / Л.Л. Вагущенко – Одесса: Феникс, 2010. – 229 с.
11. Шарлай Г.Н. МППСС-72 с комментариями / Г.Н. Шарлай. – М.: МОРКНИГА, 2017. – 137 с.
12. Пегат А. Нечеткое моделирование и управление / А. Пегат; пер. с англ. А.Г. Подвесовскоrо, Ю.В. Тюменцева. –
М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. – 798 с.
13. Усков А.А. Системы с нечеткими моделями объектов управления: монография / А.А. Усков – Смоленск:
Смоленский филиал АНО ВПО ЦС РФ “Российский унив-т кооперации”, 2013. – 153 с.