1. Наука
  2. Видання
  3. Системи обробки інформації
  4. 2(157)'2019
  5. Синтез метода оценки степени опасности ситуаций во время движения судна

Синтез метода оценки степени опасности ситуаций во время движения судна

А.П. Елеазаров, И.П. Масик
Аннотации на языках:


Анотация: В статье рассматривается разработанный метод определения степени опасности, возникающей в ситуации сближения (соприкосновения) судна с навигационной опасностью. Интенсивность судоходства по водным артериям мирового океана с каждым годом растет. В свою очередь это приводит к аварии на воде из-за столкновения судов друг с другом или с другими навигационными объектами. В данной ситуации, при выполнении плавания особенно в акваториях со сложными (сжатыми) условиями, повышаются требования безопасности. Следовательно, при принятии решения судоводителю необходимо оценивать большой объем информации. В этих условиях знаний, опыта и интуиции судоводителя уже недостаточно, чтобы гарантировать безопасность движения (здесь и далее под безопасностью движения понимается навигационная безопасность). Повышение оперативности и обоснованности принятия решений при возникновении опасных ситуаций требует разработки новых подходов. Анализ опасности ситуации имеет целью оценку риска потенциальных повреждений, аварий и катастроф или несчастных случаев. Определение степени опасности позволяет определить последовательности развития событий, вероятности аварий, величину риска, величину последствий, пути предотвращения аварий и смягчения последствий. Оценка навигационной ситуации проводится на основе прогноза изменения ситуации во время движения собственного судна и судов-потенциальных угроз. При этом учитывается как риск столкновения с судами в районе плавания, так и наличие навигационных опасностей и ограничений. Разработана шкала опасности и предложена система правил для оценки степени опасности каждого из судов-потенциальных угроз. Для оценки опасности столкновения с навигационной опасностью используются параметры сближения судов: время, дистанция и скорость кратчайшего сближения. Применение методов ситуационного анализа и математического аппарата нечеткой логики позволяет оперативно и полноценно оценить степень опасности для построения модели опасной ситуации для оценки обстановки и принятия решения, что является необходимым условием для построения маневра различия. В результате проведенного исследования разработан метод, позволяющий комплексно оценить опасность статических и динамических навигационных объектов в акватории движения собственного судна в соответствии с ситуацией, в которой он находится. Данный метод позволяет эффективно оценивать опасность ситуации и выдавать предупреждения об опасности при движении судна. Это позволяет эффективно построить маневр для предотвращения опасного сближения и (или) столкновения.


Ключевые слова: судоводитель, движение судна, маневр, ситуация опасного сближения, ситуация столкновения, оценка опасности

Список литературы

1. Вагущенко Л.Л. Поддержка решений по расхождению с судами / Л.Л. Вагущенко. – Одесса: Феникс, 2010. – 229 с.
2. Обертюр К.Л. Повышение безопасности эксплуатации судов методами управления событиями: дис. ... кандидата техн. наук 05.22.20 / Обертюр Константин Леонидович. – Одесса, 2015. — 223 с.
3. Бужбецкий Р.Ю. Совершенствование методов предупреждения столкновения судов с учетом особенностей их взаимодействия: дис. ... канд. техн. наук : 05.22.13 / Бужбецкий Ростислав Юрьевич. – Одесса, 2016. – 223 с.
4. Смоленцев С.В. Проблема оценки навигационной ситуации в море / С.В. Смоленцев // Вестник ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова. – 2015. – № 6(34). – С. 23-28.
5. Пятаков Э.Н. Неопределенности в трактовке МППСС-72 при опасном сближении судов и выборе маневра расхождения / Э.Н. Пятаков // Судовождение. – 2013. – № 23. – С. 122-129.
6. Вагущенко А.А. Изобразительная модель ситуации для выбора момента изменения курса для расхождения с несколькими судами / А. А. Вагущенко // Судовождение. – 2015. – № 25. – С. 14-20.
7. Гриняк В.М. Обзор методов обеспечения безопасности движения морских судов / В.М. Гриняк // Вестник ВГУЭиС. – 2014. – № 3(26). – С. 27-47.
8. Седова Н.А. Нечеткая продукционная модель первичной оценки опасности столкновения судов / Н.А. Седова // Мир транспорта. – 2015. – № 13(2). – С. 200-206.
9. Мальцев А.С. Маневрирование судов при расхождении / А.С. Мальцев. – Одесса: Морской тренажерный центр, 2005. – 208 с.
10. Вагущенко Л.Л. Системы автоматического управления движением судна / Л.Л. Вагущенко, Н.Н. Цымбал. – Одесса: Феникс, 2007. – 328 с.
11. Теоретический курс подготовки капитанов, старших помощников капитана и вахтенных помощников капитана. Ч 1. Судовождение [руководство]. – Клайпеда: МТЦ Новиконтас, 2005. – 320 с.
12. Вагущенко Л.Л. Судовые навигационно-информационные системы [Текст] / Л.Л. Вагущенко. – Одесса: Феникс, 2004. – 302 с.