Анотация: В статье рассматривается разработанный метод определения степени опасности, возникающей в ситуации сближения (соприкосновения) судна с навигационной опасностью. Интенсивность судоходства по водным артериям мирового океана с каждым годом растет. В свою очередь это приводит к аварии на воде из-за столкновения судов друг с другом или с другими навигационными объектами. В данной ситуации, при выполнении плавания особенно в акваториях со сложными (сжатыми) условиями, повышаются требования безопасности. Следовательно, при принятии решения судоводителю необходимо оценивать большой объем информации. В этих условиях знаний, опыта и интуиции судоводителя уже недостаточно, чтобы гарантировать безопасность движения (здесь и далее под безопасностью движения понимается навигационная безопасность). Повышение оперативности и обоснованности принятия решений при возникновении опасных ситуаций требует разработки новых подходов. Анализ опасности ситуации имеет целью оценку риска потенциальных повреждений, аварий и катастроф или несчастных случаев. Определение степени опасности позволяет определить последовательности развития событий, вероятности аварий, величину риска, величину последствий, пути предотвращения аварий и смягчения последствий. Оценка навигационной ситуации проводится на основе прогноза изменения ситуации во время движения собственного судна и судов-потенциальных угроз. При этом учитывается как риск столкновения с судами в районе плавания, так и наличие навигационных опасностей и ограничений. Разработана шкала опасности и предложена система правил для оценки степени опасности каждого из судов-потенциальных угроз. Для оценки опасности столкновения с навигационной опасностью используются параметры сближения судов: время, дистанция и скорость кратчайшего сближения. Применение методов ситуационного анализа и математического аппарата нечеткой логики позволяет оперативно и полноценно оценить степень опасности для построения модели опасной ситуации для оценки обстановки и принятия решения, что является необходимым условием для построения маневра различия. В результате проведенного исследования разработан метод, позволяющий комплексно оценить опасность статических и динамических навигационных объектов в акватории движения собственного судна в соответствии с ситуацией, в которой он находится. Данный метод позволяет эффективно оценивать опасность ситуации и выдавать предупреждения об опасности при движении судна. Это позволяет эффективно построить маневр для предотвращения опасного сближения и (или) столкновения.
Ключевые слова:
судоводитель, движение судна, маневр, ситуация опасного сближения, ситуация столкновения, оценка опасности
1. Вагущенко Л.Л. Поддержка решений по расхождению с судами / Л.Л. Вагущенко. – Одесса: Феникс, 2010. – 229 с.
2. Обертюр К.Л. Повышение безопасности эксплуатации судов методами управления событиями: дис. ... кандидата техн. наук 05.22.20 / Обертюр Константин Леонидович. – Одесса, 2015. — 223 с.
3. Бужбецкий Р.Ю. Совершенствование методов предупреждения столкновения судов с учетом особенностей их взаимодействия: дис. ... канд. техн. наук : 05.22.13 / Бужбецкий Ростислав Юрьевич. – Одесса, 2016. – 223 с.
4. Смоленцев С.В. Проблема оценки навигационной ситуации в море / С.В. Смоленцев // Вестник ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова. – 2015. – № 6(34). – С. 23-28.
5. Пятаков Э.Н. Неопределенности в трактовке МППСС-72 при опасном сближении судов и выборе маневра расхождения / Э.Н. Пятаков // Судовождение. – 2013. – № 23. – С. 122-129.
6. Вагущенко А.А. Изобразительная модель ситуации для выбора момента изменения курса для расхождения с несколькими судами / А. А. Вагущенко // Судовождение. – 2015. – № 25. – С. 14-20.
7. Гриняк В.М. Обзор методов обеспечения безопасности движения морских судов / В.М. Гриняк // Вестник ВГУЭиС. – 2014. – № 3(26). – С. 27-47.
8. Седова Н.А. Нечеткая продукционная модель первичной оценки опасности столкновения судов / Н.А. Седова // Мир транспорта. – 2015. – № 13(2). – С. 200-206.
9. Мальцев А.С. Маневрирование судов при расхождении / А.С. Мальцев. – Одесса: Морской тренажерный центр, 2005. – 208 с.
10. Вагущенко Л.Л. Системы автоматического управления движением судна / Л.Л. Вагущенко, Н.Н. Цымбал. – Одесса: Феникс, 2007. – 328 с.
11. Теоретический курс подготовки капитанов, старших помощников капитана и вахтенных помощников капитана. Ч 1. Судовождение [руководство]. – Клайпеда: МТЦ Новиконтас, 2005. – 320 с.
12. Вагущенко Л.Л. Судовые навигационно-информационные системы [Текст] / Л.Л. Вагущенко. – Одесса: Феникс, 2004. – 302 с.